Проблема некачественного топлива, которое повсеместно продают на российских АЗС, вызывает мощный общественный резонанс. Еще бы! По данным Департамента природопользования Москвы, даже в столице некондиционным бензином торгуют до 30 % АЗС, а в течение года порядка 100 000 автовладельцев так или иначе испытывают на себе последствия применения поддельного горючего, неисключение и владельцы японских авто таких как suzuki или mitsubishi. По сообщениями же из глубинки, там ситуация еще хуже. Пострадавшие водители обращаются на станции технического обслуживания. А раз так, их персонал должен быть готов оказать клиентам помощь. О том, какие последствия может вызвать использование "паленого" бензина, как их устранить и что делать, если в неприятность попал владелец гарантийной машины, - на эти и другие вопросы постараемся ответить в данном материале.
Крупные нефтеперерабатывающие предприятия, как правило, выпускают качественное топливо. Для производства суррогата им пришлось бы серьезно перенастраивать оборудование. К тому же такие заводы работают под пристальным наблюдением контролирующих органов. Порча же горючего происходит на его пути к потребителю.
Самый распространенный вариант фальсификации связан с доводкой при помощи разнообразных добавок низкооктанового сырья до уровня товарного бензина. За счет своей простоты и высокой экономической рентабельности этот способ пользуется большой популярностью у теневых владельцев.
Полученный с его помощью суррогат по своим эксплутационным качествам сильно отличается от стандартного топлива и вреден для автомобиля любой марки будь то toyota или mitsubishi.
Его главной поражающий фактор, который присутствует почти всегда при использовании поддельного бензина, - сильная детонация, разрушающая металл и приводящая к перегреву двигателя.
Кроме того, негативное воздействие на топливную систему и мотор автомобиля оказывают сами присадки. Многие из них откровенно опасны. Причем каждая по-своему влияет на ваш toyota landcruiser или mirtsubishi lancer.
Часто используемые благодаря своей дешевизне ферроцены - химикаты, 50 мг которых способны превратить 1 л 92- го в 95-ый, в несколько раз сокращают жизни свечей. Серьезные повреждения они наносят и элементам экологической системы.
Многие присадки содержат избыток железа. Оно пагубно влияет на свечи, детали топливной и экологической систем. Более того, при длительной работе на загрязненном ими бензине в двигателе образуется токопроводящий налет: известны случаи, когда с ними были связаны нарушения в работе элетрооборудования.
Очень серьезные последствия могут быть вызваны применением различных смолистых соединений, из-за которых происходит закоксовка поршней и колец. Почти в каждом сервисе у слесарей заготовлена своя "страшилка" о том, как из-за некачественного бензина у дорогих японских автомобилей буквально "слипались" клапаны.
Но даже если АЗС не мухлюет с присадками - это еще не гарантирует безопасности продаваемого на ней топлива. Иногда причиной выхода автомобиля из строя становится элементарная неаккуратность заправщиков. Через грязные баки бензовозов или во время заливки резервуаров в топливо попадают пыль, земля, хлопья ржавчины и другой мусор. Зачастую именно они становятся причиной поломки топливной системы suzuki или toyota. Кстати, иногда виновниками могут быть владельцы машин, не проявляющие осторожность на заправке. Трудно представить, чтобы те обломки кирпичей, стекла, ветки и листья деревьев, которые извлекают из бензобаков работники автосервисов, попадали туда через шланги заправочных аппаратов.
Особенно болезненно переносят некондиционное топливо дизельные авто. Пожалуй, в наших условиях повышенная чувствительность таких машин к свойствам горючего становится главным недостатком дизельных двигателей.
В отличие от бензина даже промышленная солярка заметно отстает от западных аналогов, однако не настолько, чтобы быть опасной для автомобилей. Так что в этом случае неприятности автовладельцев обычно бывают связаны с алчностью продавцов розничной торговли. Типичная махинация - под видом зимнего топлива продается нашпигованное морозостойкими присадками летнее. При сильной стуже химикаты не могут предотвратить замерзание солярки. В результате - повреждение топливопроводов и других узлов системы питания.
Действие присадок часто приводит к изменению параметров горения солярки, из-за чего происходит опасность разрушения форсунок и идет повышенный износ поршней и цилиндров. Известны случаи, когда по этой же причине образовывались трещины в головке блока.
Форсунки и другие элементы механизма подачи топлива дизельных двигателей, так же как и их бензиновые аналоги очень часто страдают от посторонних частиц, которые попадают в бак вместе с соляркой.
В регионах же нередки случаи, когда под видом качественного дизтоплива на АЗС продается низкосортная солярка со смертельно опасным для современных моторов уровнем содержания серы.
При поломке, вызванной применением некачественного топлива, порой бывает важно не просто выявить и устранить неисправность, но и точно определить её связь с бензином. Автосервис должен предупредить клиента об опасности, которой подвергается автомобиль. Не говоря уже о тех спорных случаях, когда машина находится на гарантии и решается вопрос о том, за чей счет будет производиться ремонт. Поэтому важно уметь отличать симптомы "отравления" некондиционным бензином от проявлений других неисправностей.
Самым распространенным признаком поддельного бензина являются детонационные стуки. По словам автослесарей, в 80 % случаев они возникают именно вследствие неудачной заправки. Их появление обычно связано с использованием бензина, имеющего октановое число ниже положенного.
Поскольку подобный симптом может быть вызван также дефектами в системе зажигания вашей toyota, для того чтобы убедиться в правильности диагноза, имеет смысл тщательно проверить функционирование системы зажигания. Если оно в порядке - наверняка причина в топливе.
Вторым по частоте проявлением поддельного бензина становится преждевременный выход из строя свечей зажигания mitsubishi. Больше всего подобным неисправностям подвержены европейские и американские авто.
Как правило, в этом случае клиент обращается в сервис со стандартными жалобами, свидетельствующими о перебоях в функционировании одного (реже - нескольких) цилиндров: неровная работа двигателя, "рваные" холостые рывки, в том числе при движении с постоянной скоростью, плохой пуск и повышенный расход топлива.
Хотя причин, вызвавших быстрое "умирание" свечей, может быть масса, после снятия дефектной детали диагностировать некачественный бензин не стоит труда: она будет покрыта ровным нагаром красного цвета - явной признак изобилия железа в топливе. Причем поврежденной обычно оказывается не только переставшая работать свеча, но и всё остальные: на них так же будет виден красноватый налет. Иногда при слишком долгой езде на плохом бензине остаются еще и следы детонационной эрозии на электродах - она выглядит так, как будто их изъела ржавчина, поверхность контактов становится неровной и шероховатой на ощупь.
При обнаружении таких неисправностей ничего не остается, кроме как заново заменить весь комплект свечей. К тому же не лишним будет предложить клиенту на его suzuki промыть топливную систему и форсунки инжектора, поскольку велика опасность того, что некачественное топливо поразило и эти узлы автомобиля.
Третьим по распространенности дефектом, вызванным заливкой суррогата, становится отказ экологической системы автомобиля, в первую очередь лямбда-зона - датчика, контролирующего количество кислорода выхлопных газах.
Даже если детали экосистемы сумеют выдержать воздействие химических составляющих присадок, их высокая концентрация в выхлопных газах может вызвать некорректную работу автомобиля.
Выглядит это так: машина начинает "захлебываться" при резких разгонах. Однако проверка показывает, что всё исправно: и узлы, связанные с подачей топлива, и система зажигания. Подобные проявления способны поставить в тупик многих диагностов, хотя механизм их на самом деле прост.
Причина странного поведения машины заключается в том, что датчик, контролирующий содержание кислорода в выхлопах автомобиля, реагирует на попадание в них посторонних составляющих, которые возникают при сгорании некачественного топлива. Как следствие, на контроллер передается сигнал снизить содержание бензина и смеси. Что, собственно, тот и делает. В результате, автомобиль в условиях быстрого разгона или на крутом подъеме испытывает острое топливное голодание.
Точно убедиться в том, что указанный выше симптом связан с применением некачественного горючего, можно, проведя сканирование поступающих с самого лямбда - зонда сигналов.
Если диагноз подтвердиться, стоит внимательно приглядеться к датчику кислорода. Много шансов, что в ближайшем будущем он перестанет работать: тонкая электроника устройства весьма чувствительна к воздействию посторонних веществ. Предвестником скорого конца может стать отложение на чувствительном элементе под кожухом толстой корки нагара. При её обнаружении стоит предлагать клиентам менять лямбда-зонд.
В других случаях его отказ как раз и становится поводом для обращения на станцию. Тут клиент, скорее всего, пожалуется на "беспричинно" горящую лампочку индикатора неисправности двигателя. На прочие симптомы, сопровождающие поломку датчика контроля отработанных газов, владельцы автомобилей могут просто не обратить внимания: за короткий период трудно обнаружить повышение токсичности выхлопов или выросший на 15 % расход топлива. Также не сильно бросается в глаза и понизившаяся приблизительно в тех же пропорциях приемистость автомобиля.
Дело в том, что при отказе датчика система переходит на аварийный режим работы. Компьютер ориентируется на усредненное значение, подстраховывается, в результате чего смесь постоянно оказывается слегка переобогащенной.
Вероятной причиной гибели зонда на toyota camry может оказаться как раз применение бензина с высоким уровнем содержания разнообразных присадок. Косвенным доказательством в этом случае станет всё то же отложение нагара на чувствительном элементе, которое в подавляющем большинстве случаев возникает из-за горючего.
Вообще, считается, что лямбда-зонды на mitsubishi не поддаются ремонту. Хотя нам и рассказывали об умельцах, которые умудрялись очищать их с помощью различных реагентов. Однако стоит ли овчинка выделки - вопрос спорный. Производители же однозначно говорят о необходимости замены лямбда - зонда на toyota.
Сама по себе эта процедура хоть и не сложная, но требует соблюдения ряда принципиальных правил:
Другой элемент экосистемы, который так же болезненно реагирует на топливные присадки, - каталитический нейтрализатор. По словам сервисменов автосервиса АИДА, у нас в стране низкое качество становится самой распространенной причиной гибели этих устройств.
О разрушении катализатора например у suzuki jimny свидетельствует, в первую очередь, громкий звук выхлопов. Кроме того, оно может сопровождаться падением мощности двигателя, затруднениями при пуске мотора, увеличившимся расходом топлива.
После демонтажа нейтрализатора обнаружить на нем следы катастрофического влияния топливных суррогатов несложно: керамические ячейки плотно забиты продуктами сгорания, да и сами соты порой разрушаются, сплавляясь в одну бесформенную массу. Естественно, восстановлению такая деталь не подлежит. Причем при её замене нужно быть готовым к тому, что придется поменять также прокладку коллектора, которая часто выгорает при работе машины с неисправным катализатором.
Подобные негативные явления характерны не только для бензиновых двигателей японских автомобилей: выход из строя лямбда - зондов и других элементов экологической системы свойственен и дизелям. Симптомы их неисправностей схожи с описанными выше, так же как и методики диагностики и ремонта известных автопроизводителей - suzuki, mitsubishi и toyota.
Регулярное использование поддельного топлива с высоким уровнем смолистых отложений, присадок, а также просто всевозможного мусора приводит к засорению различных элементов топливной системы, вплоть до их полного выхода из строя. Признаки - потеря автомобилем мощности, особенно при большой нагрузке, хаотичные рывки во время движения: машина вдруг начинает плавно замедляться, затем так же неожиданно набирает скорость, в то время как водитель никак не меняет положение педали газа. Двигатель toyota может часто глохнуть на светофорах, после чего для его запуска требуется длительное вращение стартера. Если забиты элементы впрыска, может возникнуть эффект троения. В худшем случае мотор вовсе перестанет заводиться.
Если поломка связана с засорением элементов системы, что легко определяется в процессе диагностики и ремонта японского автомобиля, - почти наверняка её причиной стало некачественное горючее. Поскольку процедуры поиска неисправности и замены узлов топливной системы стандартны и не представляют сложности для авторемонтников.
Хорошо хоть то, что из-за некачественного горючего серьезные поломки, связанные с ремонтом или заменой агрегатов, происходят у японских автомобилей относительно редко. Работники столичных автосервисов говорят, что в среднем с такими неисправностями им приходится сталкиваться не чаще, чем один- два раза в год. Однако всё таки неприятности случаются, и к ним тоже стоит быть готовым.
Периодически на станцию техобслуживания АИДА из последних сил приползают безбожно троящие автомобили. Проверка компрессии показывает полное её отсутствие в одном из цилиндров. Если после разборки окажется, что причина поломки - залипание приклеенного густыми смолянистыми отложениями клапана ,можно уверенно обвинять в ней некачественный бензин. К сожалению, для устранения такой поломки, как правило, не хватает простой промывки двигателя suzuki swift и топливной системы suzuki sx4. Часто приходится менять элементы клапанного механизма.
Еще более пугающими выглядят рассказы о том, что по вине плохого бензина случаются залипания поршневых колец grand vitara. Как правило, такие неисправности характерны для машин, всех японских автопроизводителей. Обычно признаками того, что поломка произошла именно по вине автозаправщиков, становится наличие густых отложений нагара черно-коричневого цвета на стенках камеры сгорания. Кроме того, косвенным доказательством могут послужить следы детонационной эрозии, которые обнаруживаются на днище поршня в районе клапанов.
Серьезно страдают от нашей солярки и японские дизели. Бывают случаи, когда следствием её использования становится возникновение трещин в головке блока цилиндров например у toyota corolla или toyota yaris. А чаще всего с этим дефектом сталкивались владельцы джипов Toyota LandCruiser Land Cruiser Prado. Диагностировать расколотую головку трудно: до тех пор, пока дефект не достигнет угрожающих размеров, проявлением его станут лишь подергивания двигателя в некоторых режимах работы и нестабильные холостые. Однако со временем последствия могут быть катастрофичны. Поэтому при обнаружении подобных симптомов, которые вы не сможете объяснить, не забудьте тщательно осмотреть поверхность двигателя на предмет наличия трещин.
Вообще, при обслуживании дизелей джипов toyota или mitsubishi стоит порекомендовать клиентам хотя бы раз в год производить полную очистку топливной системы со снятием, промывкой и последующей просушкой бензобака, а также менять фильтры не реже чем каждые 15 000 - 20 000 км. Рекомендованные изготовителем сроки явно не предусматривают использование нашей солярки.
Для работников автосервисов проблемы, связанные с поддельным топливом, не ограничиваются лишь сложностями при диагностике неисправностей. Очень часто сотрудники и руководители автомастерских оказываются втянуты в конфликт с клиентами, которые порой перерастают в длительные судебные разбирательства.
Самые болезненные ситуации возникают при поломках машин, находящихся на гарантии. Последствия использования некондиционного топлива не являются гарантийным случаем, и их устранение должно быть оплачено из средств клиента. А поскольку оно иногда выливается в серьезный и дорогостоящий ремонт, многие владельцы пытаются доказать, что неисправность - результат заводского брака.
Естественно, в этой ситуации задача любого сервиса - отстоять свои интересы. Первый совет, который можно дать руководителю в такой ситуации: если есть хоть малейшее подозрение на некачественное топливо, постараться не начинать никаких работ до тех пор, пока с владельцем не будет оговорен вопрос оплаты. Хозяина машины необходимо предупредить, что в случае, если диагноз подтвердится, все расходы по ремонту и диагностике падут на его плечи. Только после получения его согласия стоит приступать к работе.
К сожалению, даже такой договор не сможет гарантировать страховку автосервиса от неприятностей. Были случаи, когда, уже оплатив работы, владельцы подавали на сервис в суд и добивались возврата средств и получения компенсации. Поэтому в любом случае руководству техцентра необходимо позаботиться о доказательствах, которые потом в случае возникновения споров можно будет представить в суде. В этом плане вам повезет, если виновник поломки - некачественное горючее - всё еще будет оставаться в баке. Тогда вы сможете - обязательно в присутствии свидетелей, а еще лучше и самого владельца - взять пробу топлива, опечатать его, на печати поставить подписи минимум двух человек, после чего отправить топливо на экспертизу.
Сейчас существует немало организаций, предлагающие услуги эксперт - анализа. Как правило, применяемые ими методы не гарантируют достаточной точности и потому не могут служить доказательством в суде. Проверку надо проводить в специализированных стационарных лабораториях. Кроме того, важно, чтобы фирма, к которой вы обратитесь за помощью, имела лицензию на проведение подобной экспертизы. В противном случае суд также может не принять к сведению её заключение. Кстати, специализированные учреждения, которые занимаются подобной экспертной работой, есть во многих крупных городах. В Москве сдать топливо на анализ можно, например, в лабораторию МАДИ.
Однако сами эксперты говорят, что далеко не всегда такой анализ выявляет истинную причину поломки. Чаще всего дефекты возникают в результате регулярного использования суррогата. Поэтому, даже если предоставленный образец по случайности оказался абсолютно нормальным топливом, это еще не означает, что вы ошиблись, и поломка произошла по какой-то другой причине.
В таком случае для доказательства своей правоты автосервис может направить на экспертизу дефектную деталь, снятую в присутствии свидетелей с неисправного автомобиля и упакованную в опечатанный сверток. Как правило, те же самые лаборатории, которые занимаются анализом горючего, берутся за определение причин выхода из строя того или иного узла.
В зависимости от сложности работы экспертиза длится от одного дня до недели. После этого срока вы получите официальное заключение, которое при необходимости сможете представить в качестве доказательства в суде.
Если по каким-то причинам провести экспертизу не удается, необходимо, по крайней мере, сделать несколько снимков узлов автомобиля с изображением наиболее характерных проявлений дефекта. Важно, чтобы свидетели затем смогли подтвердить факт съемки именно этой машины, которая вызывает споры, и указать точное время, когда были сделаны фотографии.
Автосервис должен быть готов к любому повороту событий. Однако, точа меч к бою, стоит приложить усилия к тому, чтобы избежать конфликта. В конце концов после выигрыша дела в суде предприятие наверняка лишится клиента. Да и скандальная слава - отнюдь не то, что способствует успеху в бизнесе.
Как даже в такой непростой ситуации суметь добиться расположения клиента? Задача непростая. Все же мы рискнем дать несколько советов, которые, быть может, помогут вам справиться с ней.
Материал предоставлен сотрудниками автосервиса АИДА - Официального автосервиса по ремонту японских автомобилей марок Suzuki, Mitsubishi, Toyota. Мы - являемся техническим партнером mitsubishi lancer-club и carisma-club. Автосервис АИДА окажет квалифицированную помощь любому японскому автомобилю, наши мастера проведут диагностику и ремонт в кратчайшие сроки, а наличие собственного склада оригинальных запчастей для Suzuki, Mitsubishi, Toyota а также качественных неоригинальных запчастей сократит время ожидания ремонта до минимума!
Опрос